Пятница, 19.04.2024, 02:27
Приветствую Вас Гость | RSS
URGUT
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Форма входа

xabib

Поиск





28 августа 2005 года

Экспедиция Савченко: 10 лет к Храму

(С) Фотографии, использованные в статье, принадлежат Алексею Савченко и Историко-Туристическому Проекту "Виртуальный Самарканд"

Ургут - так называется один из районных центров Самаркандской области, расположенный в предгорьях Зеравшанского хребта Северного Памира в 40 километрах от Самарканда. Здесь хорошо и очень красиво, здесь много тайн и чувствуется сила.

Абу Касим Мухаммад ибн Хаукаль - арабский географ, посетивший Самарканд в IX веке, так описывает это место в своей "Книге Путей и Стран".

"Шавдар – это горы, которые находятся к югу от Самарканда. Вблизи Самарканда нет округа здоровее климатом, обильней посевами и лучшего фруктами, чем этот. Его жители превосходят людей округи дородностью и цветом [лица]. Этот округ простирается более чем на десять фарсахов. Это самая здоровая и процветающая горная местность, она не отрезана и доступна.

Ургутские горы и поле подсолнухов

По дороге из Самарканда в Ургут

Ургут: ущелье в махалле Суфиён

Ургут: ущелье в махалле "Суфийён"

Ургут - уникальное место. Испокон веков здесь собирались и, соседствуя друг с другом, исповедовали свои учения представители зороастризма, буддизма, христианства и суфизма. Ибн Хаукаль продолжает:

"...В Шавдаре есть монастырь христиан, в нём – помещение для собраний и кельи. Я встретил в них иракских христиан, которые собрались здесь из-за здорового климата и отправились сюда ради уединения и отдалённости этого места. У монастыря есть неотчуждаемое имущество (вакф), люди не покидают его, и он возвышается над большей частью Согда. Это место известно как Wzkrd (Вазкерд). В Шавдаре есть ущелья, посреди каждого из них красивые реки текут к селениям, большой улов из запруд, изобилие, плодородие во всех сторонах жизни и наслаждение ею".

Это сейчас известно, что под Шавдаром следует понимать горы Шавдар Зерафшанского хребта, а под Wzkrd - Ургут, но на это понимание должно было уйти более 110 лет предположений, гипотез и поисков.

Селение по имени Вазкерд (Wzkrd), где должны находиться остатки средневековой христианской церкви, искали многие корифеи истории и археологии, включая Бартольда В.В., Вяткина В.Л. и Массона М.Е., но эти поиски и рассуждения, как оказалось, шли в изначально неверном направлении, дожидаясь своего часа истины. И он пробил, когда проблемой заинтересовался молодой востоковед Алексей Савченко. Как единственному выходцу из Советского Союза в период его прохождения докторантуры по востоковедению в Оксфордском Университете (Великобритания), Алексею поручили подготовить для проходившей тогда Конференции, посвящённой очередному тысячелетию христианства, доклад о христианской Церкви Востока, действовавшей на территории Советского Союза. Тогда, изучая материал для подготовки своего доклада, Савченко и наткнулся на белое пятно в истории средневекового Самарканда.

Исследователи арабских источников знают, как иногда в текстах встречаются описки древних переписчиков рукописей, вынужденных, в отсутствии копировальных машин, перерисовывать сложную арабскую вязь до точки с запятой, поскольку одна упущенная точка в арабской графике может изменить содержание слова. Подобная описка, видимо, имела место и при неоднократной переписке рукописи Ибн-Хаукаля. Изучив все доступные к тому времени экземпляры рукописи ибн Хаукаля, в 1995 году Савченко предложил считать, что Вазкерд (Wzkrd) не что иное, как графическое искажение Варкуда (Wrkwd) - арабского произношения имени "Ургут" и сам организовал Восточно-Согдийскую археологическую экспедицию, чтобы определить местонахождение христианского храма.

Но, Ургут большой. Искать храм тысячелетней давности в Ургуте - всё равно, что искать иголку в стоге сена, однако учёный верил в свою удачу. Он принимает во внимание известные следы христианства, найденные в этих краях (сирийские письмена на скале и бронзовое кадило); то, что местонахождение храма, согласно Ибн Хаукалю, должно "возвышаться над большей частью Согда"; то, что храм должен находиться за полосой проживания местных согдийцев, но не очень высоко, потому что монастырь должен вести своё хозяйство, а террасное земледелие для этого не очень эффективно. И тогда, все предположения и факты стали выстраиваться в единое целое. И экспедиция начинает исследовать регион, уже примерно зная, какой должна быть искомая местность.

Изображение креста на скале близ места, где обнаружен храм
Скала с сирийскими надписями и изображениями креста

Надписи и изображения креста на скале в километре от обнаруженного храма

 

Известно, что когда человек страстно к чему-то стремится, всё во Вселенной помогает ему. В 1997 году, в кишлаке Суфиён ("Отшельник"), в километре от того места, где работает экспедиция Савченко, самый обычный трактор, проезжая, задевает кусок холма, и из места разлома вываливаются несколько кирпичей. Тракторист отправляет первого же мальчишку к работающим недалеко археологам, на случай, если им будет это интересно. Когда члены экспедиции подбежали к разлому, то перед ними раскрылся самый типичный разрез из учебника по археологии. В толще земли находились стены и вымощенный керамикой пол. Археологи ахнули.

Археологический натюрморт. Фото В. Граченко
В день обнаружения Монастыря, у А.Савченко рвётся рюкзак и его содержимое падает на землю

Но в жизни много юмора. К этому времени, у экспедиции как раз закончились деньги и продовольствие. Савченко, так долго мечтавший увидеть то, что искали столетие, должен был уехать домой, в Украину и отложить раскопки до следующего сезона. Мягко говоря, учёный испытал не самое приятное состояние - физически находиться в тысячах километрах от места, где волей-неволей находятся твои мысли, иметь сотни вопросов, волноваться по поводу сохранности и безопасности находки, и ждать, ждать, ждать.

Едва дождавшись начала нового сезона 1999 года, Савченко вылетел в Самарканд и начал первые раскопки холма Сулайман-тепе, в ходе которых был обнаружен массивный архитектурный комплекс из нескольких помещений, основанный по данным керамики и радиоуглеродного анализа (лаборатория ИИМК РАН) в середине IX века, и не соответствующий традиционному согдийскому жилью.

И снова перерыв, на сей раз более длительный - чтобы преодолеть дефолт 1998 года, правительство РФ не смогло обойтись без средств, выделенных Савченко со стороны британского Фонда Сполдинга на раскопки христианского монастыря.

Алексей Викторович Савченко, начальник
Восточно-Согдийской археологической экспедиции

Место раскопа христианского храма, найденного в Ургуте

В 2004 году, раскопки снова возобновляются - Савченко убеждает Институт Археологии Академии Наук Украины (акад. Толочко П.П.) выделить соответствующий бюдждет и заключить Договор о научном сотрудничестве с Институтом Археологии Академии Наук Узбекистана (проф. Ширинов Т.Ш.).

Раскопки выявляют сооружение, сложенное из жжёного кирпича, типичного для саманидской и караханидской эпох (IX-XI вв.), ориентированное по сторонам света (что типично для построек христианских сооружений), рухнувший арочный свод и металлический крест, похожий на церемониальный.

Полевой сезон 2005 года, к которому экспедиция Савченко уже приступила, является юбилейным - уже 10 лет, учёный работает над этим проектом.

- Алексей Викторович, по сути, храм найден. Что дальше?

Ну, во первых, работы по нему ещё не окончены, надо всё довести до логического конца. В этом году, мы надеемся окончательно определиться с планировкой храма. В археологии, раскоп ведётся системно - определяется площадь, на которой работают, и никто не может предугадать, что будет за следующим квадратом. Мы нашли лестницу, идущую на возвышение. На возвышении, вероятно, алтарь, но мы ещё не докопали, так что утверждать не могу. Интересная, кстати, деталь - когда мы только приступали к поискам, к нам пришёл местный аксакал, с которым я теперь дружу - Тимурлан Халиков, заслуженный пчеловод Узбекистана, собиратель местного фольклора - мы посидели, поговорили, я ему рассказал, что мы собираемся здесь искать. Он посмотрел вокруг и говорит: "Самое главное найдёшь под чинарой". А обнаруженная нами лестница, как раз и ведёт под чинару (улыбается). А, вообще, работы здесь ещё очень много. Ведь, рядом с монастырём могли быть мастерские, школа, больница, подсобные помещения, что обычно бывает при храмах. С Институтом Археологии Узбекистана у нас договор на несколько лет. Что же касается реставрационных работ, то это уже выходит за пределы компетенции археологии, и к этому вопросу проявила интерес Самаркандская Областная Инспекция по Охране Памятников Истории и Культуры, которую я хотел бы поблагодарить особо - за меры по созданию охранной территории вокруг раскопок.

- Какие версии насчёт того, кем были люди, основавшие храм, и что сподвигло их придти в Самарканд?

Изменившаяся политическая ситуация в Иранской империи и идеальная идеологическая толерантность в Согде. Здесь никто никому ничего не навязывал. Это ведь очень интересное место - в одном месте находятся храмы нескольких религий. Хаукаль называет их выходцами из Ирака, и можно с большей степенью уверенности говорить о том, что они являлись представителями огромной христианской общины, которая существовала к востоку от Евфрата. Представители Церкви Востока, как они себя сами называли, исповедующие христианство несторианского толка. Строго говоря, нельзя исключать и вероятность принадлежности Ургутских монахов и к яковитской и мелькитской церквам, но это менее вероятно.

- Неужели местные жители не передавали друг другу информацию об этом храме в виде рассказов или фольклора?

Передавали, наверное, но дело ведь очень и очень давнее. Когда мы уже стали приступать к раскопкам, ко мне пришли от местного 102-х летнего аксакала, покойного Рузибая Джаббарова, чтобы сообщить, что он вспомнил, что его отец говорил про "урус мачит" (русскую церковь), которая должна находиться где-то поблизости. Интересно, что семья Иброгимовых, на территории которой был обнаружен храм, и которая помогает сейчас при раскопках, даже не подозревала о том, что таит в себе земля, на которой они живут и выращивают табак. А, вообще, местное население рассказывало представителям Царской России о том, что раньше здесь уже жили христиане и проживали они по дороге из Самарканда в Ургут.

 

Здесь, под толщей земли схоронен Храм

Иброгимов Маматмурод,
фермер, на земле которого найден храм

- Какое значение имеет эта находка для истории и науки?

Колоссальное. На сей день, достоверно известно только о трёх культовых постройках в Средней Азии, надёжно определяемых, как христианские (Хароба-Кошук и две церкви в Ак-Бешиме), но и то - они находятся не на территории современного Узбекистана. А христианский храм в Ургуте - это одно из самых последних белых пятен на археологической карте Согда. Очень редко случается, когда подобный вопрос висит в воздухе столько лет, сколько он провисел в случае с этим храмом. Кстати, довольно интересно, что самой ближайшей архитектурной аналогией к Ургутскому сооружению можно считать монастырь на острове Сир Бани Йас у побережья Абу Даби, исследованный в 1996-2004 гг. Оказывается, мы с коллегой параллельно друг с другом работали в одной и той же сфере. Единственная только разница, что там храм не искали. Но он тоже обнаружился случайно.

- Алексей Викторович, как Вы думаете, что влекло верущих основывать храмы в Ургуте?

Наверное, уединение - ведь Ургут лежит несколько в стороне от караванных дорог. Да и сам ландшафт предрасполагает к отрешению. Ну и плюс, вспомните, что говорил про Ургут Ибн Хаукаль - в окрестностях Самарканда нет ни одного округа более здорового в климатическом отношении, как более плодородного хлебом, так и лучшего фруктами, чем этот...

(С) Рустам Хусанов,

Историко-Туристический Проект
"Виртуальный Самарканд", 2005 год.

См. также:

Религии и Храмы ::: Христианство и Церкви в Самарканде

 

Top.Arbuz.com

Историко-Туристический Проект "Виртуальный Самарканд" ::: Раздел "Новости Региона"

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024